Учитель будущего
Морозное солнечное утро… Сегодня я решила пойти в школу пешком и пораньше. Смотрю – навстречу мне стайка ребят. Да это же 7Б! Известный в школе класс – шумные, непоседливые ребята! А впереди – новенькая. Невысокого роста, одета в яркую курточку, звонкий голос, задорных смех. Они шли в кино или парк, весело переговариваясь, играя, перебивая друг друга, смеясь и толкаясь. Дети кружили вокруг нее, каждый хотел быть поближе, хотел ее внимания. И тут я поняла: та, которую я приняла за ребенка, – молодая учительница, наша новенькая… И я невольно вспомнила себя молодой, еще не обремененной возрастом и опытом. На смену старшему поколению приходит молодежь. Кто будет учить наших детей и внуков? Кто придет нам на смену? Какой же он, учитель будущего?
Последнее время мы думаем об этом все чаще и чаще. Особенно сейчас, когда многие дети стали учиться дистанционно. Ребятам многое приходится делать самостоятельно, ведь учитель, в силу обстоятельств, не может находиться рядом. Для дистанционного обучения необходим высокий уровень мотивации, к сожалению, у многих детей она низкая. Учитель будущего, прежде всего, должен суметь пробудить радость творчества, познания. Для этого необходимо, чтобы он сам был увлеченным человеком. Если он привлекателен как личность и у него есть увлечения, которые могут быть интересны детям, то он, несомненно, сможет сделать так, чтобы в их глазах светилась радость от узнавания нового. Просто объяснить материал недостаточно, нужно, чтобы ребенок заинтересовался, а для этого необходимо приложить немало усилий. На этом этапе у учителя, как у волшебника, есть возможность удивить ученика, заинтриговать, заворожить его. И я понимаю сейчас, как прав был великий Эйнштейн, утверждавший, что «высшее искусство, которым обладает учитель, — это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний».
Прав был и Сухомлинский, когда писал: «Ведите детей от успеха к успеху, от радости к радости». Только позитивно настроенный ребенок в состоянии усваивать учебный материал. Учитель должен быть доброжелателен у детям, но в то же время проявлять строгость и требовательность.
Образование неотделимо от воспитания. А если учителя заменит робот? Кто будет воспитывать в школе наших детей? Дать знания бездушная машина может, но воспитать – нет. Меня, как словесника, это особенно волнует. Литература – искусство слова, которое призвано вселять в сердца детей красоту, пробуждать стремление к прекрасному, возвышенному. Умело сказанное слово учителя способно пробудить душу, наполнить добротой и помочь найти ответы на жизненно важные вопросы. Ребенку необходим наставник, интересный собеседник, человек, который готов выслушать, проявить участие. Робот этого сделать не сможет, как и не в состоянии он понять настроение и эмоции детей.
Учитель будущего, прежде всего, должен быть интересен себе. Только в этом случае он будет привлекателен и для ребенка. Конечно, необходимо владеть современными технологиями, быть с детьми на одной волне, знать новинки в литературе и музыке, чтобы мы понимали, чем живет ребенок, понимали его внутренний мир. Для того чтобы было что дать детям, учитель сам должен быть наполнен энергией, быть с блеском в глазах. Учитель должен иметь возможность путешествовать, читать книги, созерцать природу, занимать саморазвитием. Безусловно, учитель будущего – яркая личность, так как ему нужно выдержать конкуренцию с компьютерными играми и прочими соблазнами, чтобы ребенок выбрал общение именно с наставником.
…Эта молодая учительница, которая так весело спешила куда-то со своим 7Б, показалась мне именно такой. Смогла же она собрать вокруг себя детей, вдохновить их на совместный отдых! В их глазах читается не только уважение, но и любовь к учителю, заинтересованность в общении с ней.
Воспитание детей – основа основ, поэтому так важно, чтобы в школе работали настоящие педагоги. Ведь не зря в известном стихотворении сказано: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться!»